Описание: Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение.TIF

Положение

о дистанционном обучении

в Частном высшем учебном заведении

«Медицинский колледж»

 

 

І. Общие положения

 

1.1. Положение о дистанционном обучении (далее - Положение) в Частном высшем учебном заведении «Медицинский колледж» (далее - Медицинский колледж) является нормативным документом, регламентирующим организацию процесса дистанционного обучения в Медицинском колледже.

 

1.2. Данное Положение разработано в соответствии с Положением о дистанционном обучении, утвержденном приказом Министерства образования и науки Украины N 40 от 21.01.2004.

 

1.3. Дистанционное обучение в Медицинском колледже реализуется через Центр дистанционного обучения (ЦДО). ЦДО является структурным подразделением ПВНЗ «Медицинский колледж» с нормативно-правовой базой, организационно оформленной структурой, кадровым, материально-техническим и финансовым обеспечением. Основная задача ЦДО - реализация дистанционного обучения на уровне высшего.

 

1.4. Под дистанционным обучением понимается индивидуализированный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, который происходит при опосредованном  взаимодействии удаленных друг от друга участников обучения в специализированной среде, созданное на основе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий . В процессе дистанционного обучения используются дистанционные курсы-информационные продукты, которые достаточны для обучения по отдельным учебным дисциплинам.

 

2. Структура и функции Центра дистанционного обучения (ЦДО)

ЦДО ВУЗ «Медицинский колледж» поддерживает банк аттестованных дистанционных курсов, которые объединены между собой специализированной информационно-коммуникационной сетью.

 

2.2. Центр дистанционного обучения обеспечивает:

 

- текущую координацию работ по развитию дистанционного обучения, в частности по разработке нормативных документов относительно деятельности ЦДО, научных основ дистанционного обучения, в том числе технологий дистанционного обучения и его научно-методического, системотехнического, кадрового и материально-технического обеспечения, а также разработку критериев, средств и систем контроля качества дистанционного обучения;

 

- разработка дистанционных курсов и участие в создании банка аттестованных дистанционных курсов;

 

- осуществление образовательной деятельности по технологиям дистанционного обучения, включая проведение итогового контроля лиц, обучающихся дистанционно, в том числе по направлениям и специальностям, для которых дистанционные курсы разработаны разными учебными заведениями;

 

- переподготовку и повышение квалификации кадров по технологиям дистанционного обучения на региональном уровне;

 

- участие в международном сотрудничестве в сфере дистанционного обучения;

 

- апробацию новых дистанционных курсов в условиях реального учебного процесса;

 

- объединение усилий учебных заведений региона для обеспечения развития дистанционного обучения по всем направлениям и образовательным уровням;

 

- сотрудничество с органами местного самоуправления с целью удовлетворения региональных потребностей в подготовке, переподготовке и (или) расширении профиля (повышении квалификации) кадров;

 

- разработка дидактического и методического обеспечения дистанционных курсов, а также создание этих курсов по определенным направлениям подготовки.

 

2.3. Банк аттестованных дистанционных курсов ЦДО (далее - БАДК) является распределенным информационным ресурсом, который может быть расположен на сервере ЦДО с централизованной системой виртуального управления им и защиты от несанкционированного доступа и копирования информации. Аттестация дистанционных курсов осуществляется экспертной комиссией при Координационном совете по развитию дистанционного обучения при Министерстве образования и науки Украины (далее - Координационный совет) в порядке, определяемом Министерством образования и науки, по представлению авторов дистанционных курсов или лиц, представляющих их интересы.

 

3. Управление системой дистанционного обучения

 

3.1. Управление ЦДО осуществляется директором Медицинского колледжа и непосредственно руководителем Центра, которые:

 

- принимает решение о вхождении медицинского колледжа в состав системы дистанционного обучения Украины и обеспечивают проведение необходимых мероприятий, которые дают право медицинскому колледжу вести дистанционное обучение по выбранным направлениям (специальностям);

обеспечивают подготовку персонала для внедрения дистанционной формы обучения;

 

- обеспечивают представление на аттестацию разрабатываемых в медицинском колледже дистанционных курсов;

 

- обеспечивают научно-методическую, системотехнической и материально-техническую поддержку дистанционного обучения;

 

- осуществляют контроль за качеством дистанционного обучения.

 

4. Стандарты в дистанционном обучении

 

4.1. Дистанционная форма обучения базируется на государственных стандартах высшего образования и технологиях дистанционного обучения.

 

4.2. Стандарты на технологии дистанционного обучения и рекомендации по их внедрению разрабатываемых комиссией по вопросам системотехнического обеспечения и стандартизации дистанционного обучения при Координационном совете МОН Украины.

 

4.3. Требования к структуре и формату учебных курсов и управления ими формируются на основе международных стандартов дистанционных курсов сформулированных в SCORM (Sharable Courseware Object Reference Model).

 

5. Организационные основы системы дистанционного обучения

 

5.1. ЦДО может иметь разветвленную структуру и включать в свой состав не только подразделения (лаборатории) медицинского колледжа, но и других учебных заведений, в том числе за границей, на основании соответствующих соглашений согласно действующему законодательству.

 

5.2. Создание, пополнение и пользование информационными ресурсами банка аттестованных дистанционных курсов Медицинского колледжа осуществляются как юридическими, так и физическими лицами на договорных началах. Все дистанционные курсы, которые принимаются в банк аттестованных дистанционных курсов, предварительно проходят обязательную процедуру аттестации в порядке, определяемом Министерством образования и науки. Функционирование банка аттестованных дистанционных курсов осуществляется при полном сохранении авторских и имущественных прав на дистанционные курсы и обеспечении авторского надзора за их использованием.

 

5.3. ЦДО с целью апробации дистанционной формы обучения или разрабатываемых дистанционных курсов может самостоятельно организовывать дистанционное обучение по любым учебным дисциплинам после рассмотрения и одобрения материалов курсов цикловыми комиссиями медицинского колледжа.

 

5.4. ЦДО обеспечивает гарантированное качество дистанционного обучения за счет:

 

- использования в учебном процессе аттестованных дистанционных курсов;

 

- проведения периодического мониторинга качества дистанционного обучения.

 

6. Особенности организации учебного процесса по дистанционной форме обучения

 

6.1. Участники учебного процесса.

 

6.1.1. Участниками учебного процесса, происходящего по дистанционной форме обучения, являются:

 

• работники Медицинского колледжа, обеспечивающих учебный процесс, в том числе научно-педагогические и педагогические работники (далее по тексту-преподаватели), а также административно-управленческий, инженерно-технический и вспомогательный персонал (системные администраторы, программисты и другие)

 

• специалисты по информационным технологиям, администраторы дистанционного обучения, инженерно-технические работники, методисты, лаборанты и т.п., далее по тексту-персонал);

 

• лица, обучающиеся (студенты, слушатели и т.п., далее по тексту-студенты).

 

6.1.2. Взаимоотношения между участниками учебного процесса по дистанционной форме обучения регулируются соответствующими договорами. В случае возникновения споров между участниками дистанционного обучения относительно качества или организации учебного процесса все вопросы о сущности споров решаются Координационным советом. Если стороны не достигли согласия в рассмотрении спорных вопросов в Координационном совете, то они имеют право отстаивать свои интересы в судебных инстанциях согласно действующему законодательству.

 

6.1.3. Работники Медицинского колледжа, обеспечивающие учебный процесс по дистанционной форме обучения, должны иметь необходимый квалификационный уровень по технологиям дистанционного обучения и соответствующие документы, подтверждающие это.

 

6.1.4. Штатная численность работников, обеспечивающих учебный процесс, объем времени, отведенный преподавателям для проведения учебных занятий каждого вида, определяются соответствующими нормативами, которые утверждаются Министерством образования и науки и директором ПВНЗ «Медицинский колледж».

 

6.1.5. Рабочее время педагогических и научно-педагогических работников, обеспечивающих дистанционное обучение, для выполнения учебных, методических, научных, организационных и других работ в текущем учебном году не должен превышать годовое рабочее время, определенное Кодексом законов Украины о труде.

Учитывая повышенную сложность подготовки методического и дидактического обеспечения дистанционных курсов по сравнению с подготовкой методических материалов для других форм обучения, руководству Медицинского колледжа разрешается перераспределять рабочее время между методическими и учебными работами в сторону уменьшения последних в порядке, определяемом Министерством образования и науки.

 

6.1.6. Учиться в медицинском колледже по дистанционной форме обучения или по дистанционной, которая объединена с другими формами, имеют право граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями. Условия приема на обучение по дистанционной форме определяются Министерством образования и науки Украины и Правилами приема Частного высшего учебного заведения «Медицинский колледж».

 

6.1.7. Срок обучения по дистанционной форме определяется государственными стандартами образования или индивидуальным учебным планом, которые разрабатываются Медицинским колледжем с учетом реальных возможностей выполнения учебных, учебно-производственных и образовательно-профессиональных программ в определенные сроки.

Выпускникам Медицинского колледжа, успешно окончившие полный курс обучения по дистанционной или сочетаемой с дистанционной формой обучения и прошли государственную аттестацию, выдаются соответствующие документы государственного образца об образовании. Студенты, успешно закончившие обучение по отдельным дистанционным курсам, получают квалификационный документ (сертификат) Медицинского колледжа.

 

6.1.9. Перечень направлений, специальностей и учебных дисциплин, по которым допускается подготовка по дистанционной форме обучения, устанавливается Министерством образования и науки.

 

6.1.10. Перечень учебных дисциплин и форм организации обучения, по которым может быть обеспечено дистанционное обучение или использование его элементов, определяет Медицинский колледж.

 

6.2. Особенности организации учебного процесса дистанционного образования.

 

6.2.1. Учебный процесс дистанционного обучения в Медицинском колледже организуется на основании учебных планов, разработанных на основе отраслевых стандартов высшего образования, при условии выполнения требований ко всем элементам технологий дистанционного обучения.

 

6.2.2. Учебный процесс в дистанционной форме в Медицинском колледже осуществляется в следующих формах: учебные занятия, выполнение проектных заданий; практическая подготовка; контрольные мероприятия.

 

6.2.3. Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении в Медицинском колледже являются: самостоятельное изучение учебного материала дистанционного курса, лекция, консультация, семинар, дискуссия, практическое занятие, лабораторное занятие.

 

6.2.4. Самостоятельное изучение предусматривает использование учебных материалов дистанционных курсов, которые студенты получают через Интернет (интранет, корпоративную сеть) и / или на переносном носителе информации (CD-ROM, DVD-ROM и т.п.). Требования относительно самостоятельного изучения учебного материала конкретной дисциплины определяются учебной программой дисциплины, методическими указаниями, инструкциями и заданиями, которые содержатся в дистанционном курсе.

 

6.2.5. Лекция - один из видов учебного занятия в дистанционном обучении, на котором студенты получают информацию лекционного материала через средства телекоммуникационной связи одним из способов:

 

- Аудиовизуальная информация лекционного материала в синхронном режиме, когда студенты могут получать информацию от лектора и задавать ему вопросы в реальном масштабе времени;

 

- Асинхронный режим, когда студенты получают аудиовизуальную запись лекционного материала;

 

- Режим дистанционной мультимедийной лекции, когда студент получает доступ к материалам для подготовки по лекции, включающий полнотекстовый материал, схемы, фото, видеофрагменты и непосредственную презентацию лекции.

 

6.2.6. Консультация - это элемент учебного процесса, когда студенты дистанционно получают ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснение определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

 

6.2.7. Семинар - это учебное занятие, запланированное программой обучения, во время которого происходит обсуждение изученной темы, к которому студенты готовят тезисы выступлений на основании выполненных заданий.

 

6.2.8. Дискуссия - это учебное занятие, проведение которого определяется преподавателем в связи с необходимостью решения текущей проблемы, возникшей у студентов в ходе обучения, путем обсуждения ее студентами с преподавателем и между собой.

 

6.2.9. Семинар и дискуссия проводятся дистанционно в синхронном режиме (в реальном времени) с использованием телекоммуникационной сети.

 

6.2.10. Практическое занятие - это учебное занятие, во время которого происходит детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формируются умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения ими задач, сформулированных в дистанционном курсе. Для каждого практического занятия студенты используют мультимедийные материалы для проведения практических занятий, размещенные на сервере дистанционного обучения, которые включают: полнотекстовый материал (с выделением особо важных вопросов для усвоения), схемы, фотографии, видео. Практические занятия выполняются дистанционно, результаты направляются преподавателю по электронной почте.

 

6.2.11. Лабораторное занятие - форма учебного занятия, которое предусматривает, что студенты лично проводят натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений конкретной учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторными приборами, оборудованием, измерительной аппаратурой, вычислительной техникой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

 

6.2.12. Лабораторные занятия в зависимости от направления (специальности) подготовки, уровня материально-технической оснащенности реальных лабораторий, возможностей создания и использования виртуальных лабораторий могут вестись в форме одного из таких вариантов: очно в специально оборудованных учебных лабораториях; дистанционно с использованием соответствующих моделирующих программ (эмуляторов) , виртуальных лабораторий; по смешанной форме (часть - по первому, а часть - по второму вариантам).

 

6.2.13. Перечень дисциплин, по которым не допускается дистанционное выполнение лабораторных работ, определяет Медицинский колледж.

 

6.2.14. Практическая подготовка студентов осуществляется в форме реальной профессиональной деятельности под организационно-методическим руководством Медицинского колледжа.

 

6.2.15. Студенты дистанционной формы обучения, работающие по избранной специальности, освобождаются от прохождения практической подготовки.

 

6.2.16. Контрольные мероприятия у студентов дистанционной формы обучения предусматривают самоконтроль, входной, текущий, рубежный и итоговый контроль.

6.2.17. Самоконтроль является первичной формой контроля знаний студентов, который обязательно обеспечивается структурой и организацией любого дистанционного курса.

 

6.2.18. Основной формой входного, текущего и рубежного контроля является тестирование. Кроме того, текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных, семинарских занятий и дискуссий.

 

6.2.19. Оценка результатов тестирования, практических и лабораторных работ происходит дистанционно в двух режимах: автоматизировано и непосредственно преподавателем.

 

6.2.20. Экзамены и зачеты сдаются студентами в период экзаменационных сессий или по индивидуальному графику, который утверждается Медицинский колледжем.

 

6.2.21. До разработки и внедрения  механизма гарантированной идентификации  участников процесса дистанционного обучения экзамены и зачеты принимаются очно или дистанционно в присутствии ответственного лица или комиссии, которые будут иметь полномочия по идентификации личности студента.

 

6.2.22. Результаты текущего и семестрового контроля (экзаменов и дифференцированных зачетов) оцениваются в порядке, определяемом Министерством образования и науки, и в соответствии с действующим Положением об  экзаменационной сессии.

 

6.2.23. Результаты семестрового контроля хранятся в электронном виде и дублируются на бумажных носителях (экзаменационных и зачетных ведомостях, личных делах и зачетных книжках.

 

7. Обеспечение дистанционного обучения

 

7.1. Обеспечение дистанционного обучения включает такие составляющие: научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; системотехническое обеспечение; материально-техническое обеспечение.

 

7.2. Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения разрабатывают преподаватели Медицинского колледжа. Научно-методическое обеспечение включает:

 

- научные основы дистанционного обучения для всех образовательных уровней и направлений подготовки, переподготовки и (или) расширения профиля (повышение квалификации);

 

- критерии, средства и системы контроля качества дистанционного обучения;

 

- единые требования к учебным планам, программам и нормативам дистанционного обучения, которые отвечают государственным стандартам образования;

 

- дидактическое и методическое обеспечение дистанционных курсов;

 

- методики разработки, апробации и внедрения дистанционных курсов;

 

- научно-методические основы функционирования банка аттестованных дистанционных курсов.

 

7.3. Кадровое обеспечение дистанционного обучения реализуется постоянно действующей системой переподготовки и повышения квалификации кадров по технологиям дистанционного обучения таких категорий специалистов:

 

- педагогических и научно-педагогических работников Медицинского колледжа;

 

- специалистов по информационно-коммуникационным технологиям - инженеров, программистов, системных администраторов дистанционного обучения;

 

- менеджеров дистанционного обучения;

 

- методистов дистанционного обучения;

 

- экспертов дистанционного обучения.

 

Все специалисты, обеспечивающие дистанционное обучение, должны быть аттестованы и иметь соответствующие документы, подтверждающие их квалификационный уровень по дистанционному обучению. Медицинский колледж обеспечивает повышение квалификации своих работников, которые задействованы в дистанционном обучении, не реже одного раза в три года.

 

7.4. Системотехническое обеспечение включает в себя: аппаратное обеспечение; телекоммуникационное обеспечение, программное обеспечение, информационное обеспечение.

 

7.4.1. К оборудованию относятся: серверы для размещения дистанционных курсов, WEB-сайтов и соответствующих сервисных служб; рабочие станции для преподавателей и персонала, обеспечивающих процесс дистанционного обучения, а также студентов и учащихся, которые учатся  дистанционно, сетевое оборудование для объединения серверов и рабочих станций в единую локальную систему и их подключения к Интернету (интранету).

 

7.4.2. Телекоммуникационное обеспечение состоит из: телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего объединение сетей, которые задействованы в дистанционном обучении; телекоммуникационного оборудования, обеспечивающего необходимое качество и пропускную способность каналов связи для интерактивного взаимодействия участников учебного процесса и их доступа к информационным ресурсам, что является как в рамках Системы дистанционного обучения Украине, так и в других информационных источниках, в том числе сети Интернет.

 

7.4.3. Программное обеспечение включает: системное программное обеспечение для поддержки работы серверов и рабочих станций; прикладное программное обеспечение для поддержки WEB-сайтов и информационных ресурсов; прикладное программное обеспечение для поддержки функций дистанционного обучения, обеспечивающее общую поддержку и администрирование процесса дистанционного обучения; прикладное программное обеспечение для преподавателей, студентов и учащихся, с помощью которого реализуются конкретные решения организации и ведения учебного процесса в дистанционной форме; прикладное программное обеспечение для создания учебных материалов дистанционных курсов (редакторы текста, графики, видео, звука, анимационные пакеты и т.д.); другое программное обеспечение, рекомендуется либо распространяется Медицинским колледжем для его использования лицами, обучающимися по дистанционной форме обучения.

 

7.4.4. К информационному обеспечению относятся информационные ресурсы, используемые в процессе дистанционного обучения: отдельные дистанционные курсы, электронные библиотеки, БАДК, нормативно-правовая база, касающаяся дистанционного обучения, другие базы и банки данных, в том числе и те, что есть в сети Интернет .

 

7.4. К материально-техническому обеспечению относятся материальные объекты и оборудование, обеспечивающие процесс дистанционного обучения. Требования к материально-технического обеспечения Медицинского колледжа определяются соответствующими строительными и санитарно-гигиеническими нормами.

 

8. Финансовые отношения в сфере дистанционного обучения

 

8.1. Финансирования в системе дистанционного обучения осуществляется за счет средств: физических и юридических лиц, вносящих плату за обучение, выполнение хозяйственных договоров; полученных грантов; добровольных взносов и пожертвований; других поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

 

8.2. Финансовые отношения между Медицинским колледжем, организациями и учреждениями в сфере дистанционного обучения осуществляются в соответствии с двусторонними или многосторонними договорами.

 

9. Международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения

 

9.1. Главными направлениями международного сотрудничества в сфере дистанционного обучения для Медицинского колледжа являются:

 

- участие в проектах и ​​программах, направленных на вхождение системы дистанционного обучения Украины в мировую образовательную систему с учетом национальных интересов и достижений отечественного образования, в частности создание международных виртуальных медицинский колледжей, в состав которых входят учебные заведения разных стран;

 

- участие в проектах и ​​программах интегрирования национальных телекоммуникационных сетей, которые задействованы в дистанционном обучении, в европейские и мировые научно-образовательные телекоммуникационные сети;

 

- проведение совместных научных исследований по развитию технологий дистанционного обучения;

 

- участие в разработке международных стандартов на технологии дистанционного обучения;

 

- предоставление услуг, связанных с получением образования по технологиям дистанционного обучения, иностранным гражданам;

 

- командировку за границу педагогических, научно-педагогических работников и других специалистов с целью повышения квалификации по дистанционному обучению в соответствии с международными договорами Украины, а также прямых договоров учебных заведений с иностранными партнерами.

 

9.2. Медицинский колледж имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере дистанционного обучения, заключать соответствующие договоры, устанавливать прямые связи с учебными заведениями иностранных государств, международными организациями, фондами и т.п. в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Заместитель

директора медицинского колледжа

по учебной работе                                              Заболотная Л.В.

 

Заместитель

директора медицинского колледжа

по методической работе                                     Ганчарик В.М.

 

Заведующий отделением

подготовки иностранных граждан

по дистанционной форме обучения                   Павлишин А. В.